Без рубрики

Выступление Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации А.Л.Кудрина на заседании коллегии Федеральной налоговой службы

Здравствуйте! Мне кажется, что высказывание: «Платить налоги – это как дарить цветы любимой женщине», – красивее и лучше, чем: «Заплати налоги и спи спокойно&ra

Здравствуйте! Мне кажется, что высказывание: «Платить налоги – это как дарить цветы любимой женщине», – красивее и лучше, чем: «Заплати налоги и спи спокойно». Первое высказывание, очевидно, вызовет значительно больше позитивных эмоций у наших граждан. Надеюсь, сегодня и посвящена этому наша коллегия – сотрудники налоговой службы приведут к такой ситуации, когда это не будет так неудобно или неприятно.

В рамках работы по финансовой грамотности населения значительную часть усилий мы посвящаем обучению составлению деклараций, правильности уплаты налогов. Опросы в рамках этой программы показали, что граждане больше боятся идти в налоговую, чем к зубному врачу. И эту ситуацию нужно менять. Люди не знают, что есть декларации, есть правила и с ними надо работать – потом, при неуплате, могут не выпустить за границу. Наша задача – обеспечить качественный, удобный, комфортный сервис для россиян для выполнения ими своих обязанностей гражданина.

Поддержу тему, которую здесь Андрей Макаров поднял, о сотрудничестве с теми министерствами и ведомствами, которые администрируют, дают информацию для уплаты и начисления налогов. Сегодня таких ведомств – 15, и, действительно, информация – не всегда качественная. Яркие примеры сегодня назывались. Много лет уже об этом говорим: улучшение качества информации, создание баз данных, состыковка баз данных, своевременная перепроверка данных позволили бы полнее собирать налоги и дать возможность гражданам избежать серьёзных неприятностей.

Давайте этот год сделаем годом борьбы с грязными данными, имея в виду, что некачественные неточные данные, поступающие из других министерств и ведомств, мешают работать. Пусть этот год будет также годом борьбы с ростом задолженности и повышения эффективности взыскания. Этому посвящена наша коллегия. Давайте за этот год проделаем большую часть работы по улучшению сбора данных с министерств и ведомств, улучшим взаимодействие.

Хочу поблагодарить присутствующих здесь представителей других министерств, которые здесь уже выступили. Хотелось бы по результатам сегодняшней коллегии видеть конкретные меры, которые приведут к улучшению качества этих данных. Давайте, если нужно, ещё раз соберёмся. Давайте соберёмся у меня в Правительстве, обсудим конкретные предложения о том, как эти данные собрать лучше и улучшить администрирование.

Мы сегодня должны вообще качеству администрирования уделять больше внимания. Сегодня обычное представление о госорганах, особенно о контрольных органах, что они часто сами нарушают закон, нарушают права граждан, налогоплательщиков. Говорю не только о Федеральной налоговой службе, это является серьёзным барьером для развития бизнеса.

Часто используются наши надзорные государственные органы для сведения счётов, участвуют в сговоре – очень много мы слышим об этом. Президент недавно в Магнитогорске говорил о том, что нужно улучшить качество надзорных органов и даже предложил закрепить персональную ответственность вице-премьеров за разными надзорными органами. Он их даже перечислил, сейчас немного об этом скажу. В этом списке он не назвал налоговую службу. Это, во-первых, хорошая информация. Прошло то время, когда налоговую службу считали самой тяжёлой для бизнеса, сегодня она действительно улучшила свою работу, администрирование, меньше стало нареканий, поэтому, наверное, мы и не попали в список Президента. И всё равно мы там: будь то руководитель налоговой службы Михаил Мишустин, будь то я. Мы не снимаем с себя персональную ответственность и вместе с вами рассматриваем задачу по продолжению улучшения качества обслуживания по всем направлениям.

Если мы не названы в списке, то тем не менее всем понятно, что у нас ещё есть в стране проблемы при взаимодействии с ФНС. Где бы это ни было, в каком бы регионе, в каком бы отделении или инспекции – ответственными остаются Мишустин и Кудрин. Мы должны так к этому относиться. Поэтому у меня к вам просьба – по ключевым направлениям улучшать качество нашей работы.

Поскольку мы сегодня говорим и об улучшении работы госорганов, проинформирую, что Председатель Правительства закрепил вице-премьеров за отдельными надзорами и поручил им промониторить качество работы этих надзоров и добиться мер по улучшению их работы. Думаю, что и вам может быть интересно, что по целой группе вопросов, которые связаны с пунктами пропуска через государственную границу Российской Федерации, предоставлением услуг почтовой связи, обслуживанием в аэропортах и на железнодорожных вокзалах, закреплён вице-премьер Правительства России С.Б.Иванов. Очереди в аэропортах, проблемы с билетами, почтовой связью, пропуск через государственную границу – Иванов Сергей Борисович персонально отвечает за эти вопросы.

Игорь Иванович Сечин закреплён за осуществлением технологического надзора, а также обеспечением надзора и контроля в сфере безопасности ведения работ, связанных с использованием недр, а также геологического изучения и рационального использования недр. Значительная часть Ростехнадзора и других надзоров связана теперь с вице-премьером Игорем Ивановичем Сечиным. Ростехнадзор возглавляет Николай Кутьин. Все сложности, которые возникают в администрировании бизнеса по данному ведомству, персонально отвечают эти люди.

Если говорить о вице-премьере Александре Жукове, то это осуществление государственного санитарного и эпидемиологического контроля и надзора, это Роспотребнадзор. Это Геннадий Онищенко и Александр Жуков. Все сложности бизнеса в этом направлении теперь будут решать эти люди, персонально отвечать за улучшение качества.

Теперь дальше. Непростое такое дело, как пожарная безопасность, пожарный надзор. Это Шувалов Игорь Иванович. Это также выдача виз и разрешений на работу, регистрация иностранных граждан по месту жительства и по месту пребывания в Российской Федерации. Таким образом, и Сергей Шойгу за пожарный надзор персонально отвечает и за все сложности и барьеры в этой сфере бизнеса, и Игорь Шувалов, кроме того, как я уже сказал, – ФМС и Шувалов. Эти меры мы обсуждали перед Магнитогорском и в Правительстве. Мы считаем это правильными мерами, они сегодня должны дать результат.

Меня этом списке нет, потому что я и так отвечаю за налоговую службу. Кроме того, в моём ведении как вице-премьера – Федеральная служба по финансовым рынкам, другие службы, никто этой ответственности не снимал. Заместителям Председателя Правительства поручено представить доклады по сферам их компетенции с учётом оценок заинтересованных инвесторов о качестве государственных услуг и соблюдении требований и процедур в осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Срок – 1 октября, то есть 1 октября уже вице-премьеры должны отчитаться о первых своих шагах в этих сферах. У нас в этом списке пока нет таможенной службы. Но мы, всё Правительство, обсуждаем, что и здесь нужно назначить ответственного, и, наверное, мы это сделаем. Мы сейчас с Премьером эти вопросы обсуждаем, поскольку и здесь у нас есть сложности в работе бизнеса. По всем этим направлениям мы собираемся решительно и качественно улучшить ситуацию.

Если говорить о налоговой службе, то есть опросы и мы ими тоже будем пользоваться при оценке её работы. Есть опросы, заказанные самой налоговой службой, ведущей мониторинг отношения налогоплательщиков к качеству услуг, сервиса, администрирования. Есть независимые службы по опросам. В поручении Председателя Правительства как раз говорится о том, что нужно оценку делать с учётом мнения заинтересованных инвесторов в качестве государственных услуг. Мы и в налоговой службе должны проводить такую оценку.

Вот оценки, которые приводит сама налоговая служба по отдельным показателям своей работы (есть некий индекс, который состоит из баллов): в 2008 году удовлетворенность её деятельностью составляла 60,7%, в 2009 году – 69,5%, и в 2010 – 73,5%. Удовлетворённость профессионализмом сотрудников возросла за два года с 69% до 74%, информирование налогоплательщиков (этот показатель два года назад был самым слабым из всех) была низкой. Сейчас, с учётом развития электронных сервисов, ситуация существенно улучшилась на 17 пунктов сразу: эффективность обслуживания выросла до 75%, снизился показатель выполнения требований единого стандарта обслуживания налогоплательщиков. Соответственно, в этом едином стандарте есть и информирование по телефону, устное информирование, время ожидания в очереди, сроки реализации услуг согласно нормам единого стандарта обслуживания. Вот моменты, являющиеся основными, кроме информированности. Стандарт обслуживания за последний год несколько снизился: с 74% до 72%. Последний фактор – удобство оборудования операционного зала – улучшился.

Есть распределение между крупными налогоплательщиками, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами. По ним есть тоже разные оценки. Несколько меньше удовлетворены малый и средний бизнес, им нужно больше уделять внимания.

Сегодня я хочу сказать ещё об одном. Есть разбивка и по субъектам, по территориальным управлениям – сегодня её зачитывать не буду. Но хочу сказать, что в следующий раз, осенью, на одной из коллегий, хотел бы обсудить вопрос по некоторым территориям и не только в части показателей снижения или роста задолженности (это тоже показатели работы), но и по качеству администрирования.

Прошу обратить на это внимание. Хочу дать поручение налоговой службе – подготовить к 1 октября такой же доклад, как и другим ведомствам, с учётом позиций и оценок инвесторов. Просьба это сделать.

Кстати, не назвал ещё одного вице-премьера, отвечающего за важные моменты – Это Дмитрий Козак – при осуществлении государственного контроля и надзора в сфере капитального строительства, при осуществлении муниципального регулирования, контроля за инвестиционной деятельностью в сфере жилищно-коммунального комплекса, при регулировании деятельности органов государственной власти субъектов, направленной на привлечение частных инвестиций в реальную экономику. Мне кажется, что это важные меры, которые должны в ближайшие месяцы, год–полтора существенно улучшать ситуацию, качество работы государственных институтов. Это вопросы инвестиционного климата, о которых говорил Президент в Магнитогорске и Председатель Правительства на совместной коллегии Министерства финансов и Министерства экономического развития.

Я обратил внимание на выступления Андрея Макарова в части заявок по возмещению НДС в Москве. В целом по стране число заявок по возмещению НДС в этом квартале уменьшилось на 4,5%. Это для меня тоже стало неожиданностью. Количество заявок уменьшилось несмотря на то, что растет экономика, а по Москве сокращение произошло на 11,7 %. Те, кто раньше надеялся на возмещение, сегодня не надеются. Эта работа была начата, и мы её серьезно обсуждали с руководителем службы.

Эта работа была начата почти год назад, когда я рекомендовал Михаила Мишустина на эту позицию. Мы договорились, что основная задача – искоренить схемы с НДС в первую очередь. Мы только начали эту работу: будет ряд нормативных и законодательных инициатив, которые сократят и уменьшат злоупотребления в этой сфере. Это стало уже бичом. Это стало общим местом в критике налоговой системы. Это стало предметов критики НДС как налога. Хотя страны, которые не перешли на НДС ранее, переходят сейчас.

Более 120 стран с середины 70-х годов перешли на НДС с других налогов. Были две–три страны, которые вернулись к налогу с продаж, а потом снова возвратились к НДС. НДС – это нейтральный и качественный налог. Последние события в Великобритании в рамках бюджетной консолидации: с 1 января этого года увеличился НДС с 17,5% до 20%, налог на прибыль на 2% с 1 апреля сокращён, а в ближайшие два года сократится ещё на 3 %. Т.е. Великобритания сокращает налог на прибыть и увеличивает НДС как более нейтральный и собираемый налог в современной экономике.

НДС показал себя очень хорошо в период кризиса, он более стабильно себя вёл. Представляю, что бы было, если бы мы от него отказались: налог на прибыль падал на 60% и рос на 45–50% за один год – это не позволяло бы в полной мере выполнять наши прямые государственные функции. Есть и недостатки с администрированием НДС, но мы с ними справимся, более качественно администрируя. Мы понимаем те уловки, на которые идут предприятия, – они проанализированы. Не исключаю, что где-то есть договоренности с налоговыми службами, где-то налоговая закрывает глаза.

Хочу вас всех попросить обратить на это внимание – мы будем анализировать все сомнительные случаи. Очевидно, что будет соответствующая ответственность назначаться. Такую работу начала служба внутренней безопасности, руководство ФНС работает. У нас есть информация от предпринимателей, есть понимание куда двигаться. Уверен, что с этой проблемой в ближайшее время мы справимся. К вам просьба – внимательно к этому относиться.

Подводя итог, прошу вас всех быть единой командой с точки зрения защиты чести государства и налоговой службы, чтобы качество было очень высоким. Через вас оценивают работу государства в первую очередь инвесторы. Нам нужны инвестиции, нам нужно проводить модернизацию. Вы часто стоите первыми в общении с предпринимателями.

На коллегии Министерства финансов я говорил о том, что в этом году мы ожидаем больший сбор доходов: мы ожидаем собрать на 1 трлн 458 млрд рублей больше, из них 1 трлн 138 млрд – от нефтегазовых доходов и 320 млрд – не нефтегазовых. Не только ваши усилия дают результат, но и просто изменение макроэкономического прогноза. Например, на изменении чисто макроэкономических показателей мы видим необходимость увеличить сбор на 1 трлн 525 млрд рублей, на факторах, не связанных с макроэкономическими показателями, у нас будет снижение на 76 млрд рублей. Здесь не учтены моменты улучшения собираемости. В этом прогнозе мы взяли те показатели, которые мы заложили при расчёте бюджета по собираемости по всем видам налогов, но в эту картину вы можете добавить свои мазки в части собираемости, в том числе по НДС и по другим налогам. Прошу вас так и держать.

Если дальше разложить эти дополнительные доходы по тому, от чего они зависят, то они делятся на нефтегазовые и не нефтегазовые. Есть факторы, существенно влияющие на получение налогов, есть факторы, влияющие на уменьшение. Назову некоторые и наиболее знаковые. Из-за мировых цен на нефть мы получим 1 трлн 736 млрд рублей, но при этом должны понимать, что на некоторых факторах мы будем терять. Например, мы ожидаем укрепления рубля, к доллару на 2 рубля, от этого мы потеряем 408 млрд рублей. С одной стороны – плюс, с другой – минус. Объём экспорта увеличится, на этом мы немного заработаем – около 23 млрд. За счёт уменьшения экспорта доходы сократятся на 293 млрд. Импорт будет напирать, он уже растет большими темпами, чем мы ожидали. На импорте мы получим на 166 млрд больше. Сам объём ВВП вырастет больше, чем мы ожидали, на 190 млрд рублей.

Есть факторы, которые по сравнению с заложенными в бюджете сработают в минус. Прежде всего, мы досрочно отменили, после того как бюджет был внесен в Думу, таможенные пошлины на нефть, экспортируемую в Республику Беларусь, – здесь минус 160 млрд от первоначально запланированного. До мая мы продлили льготы Ванкору. Они были сначала запланированы с 1 января, потом их продлили до 1 мая – минус 14 млрд. Повышение уровня собираемости НДС – уже поставили 37 млрд в плюс. Дальше. Уточнение других администраторов по всем другим министерствам – на 68 млрд в плюс. Мы внимательно следим за всеми факторами увеличения налогов и там, где идут увеличения валовых показателей, мы всегда разбираемся.

Макрополитика сработала, и это действительно вклад Федеральной налоговой службы. Просьба это помнить. Мы будем этот вопрос мониторить. Должен был более детально остановиться на факторах повышения эффективности взыскания налоговой задолженности. Тем более что Министерство финансов плотно работает с Федеральной налоговой службой, и мы вместе реагируем и принимаем изменения в нормативные акты и в законодательство. Прошлым летом был принят федеральный закон, целью которого является создание законодательных норм по работе с задолженностью – это и совершенствование порядка предоставления, и отсрочки по уплате налога, установление новых правил предоставления инвестиционных налоговых кредитов, порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Списание безнадежной задолженности – серьёзный блок работы и нужно улучшать администрирование в этой сфере, списывать там, где есть для этого основания. Хочу обратить внимание, что есть списания из-за опоздания в работе самих налоговый органов. На это мы будем обращать внимание.

Не буду останавливаться на некоторых деталях администрирования, мои коллегии из министерства, возможно, вас проинформируют более детально. Хочу поблагодарить за ту работу в администрировании и повышении эффективности, которую осуществляют сотрудники налоговой службы и ещё раз пожелать вам успеха. Надеюсь, мы с вами качество работы налоговой службы выведем на новый уровень и это не станет проблемой для наших предпринимателей и бизнеса. Спасибо.